Селин Скьямма Портрет дамы в огне имеет великолепную финальную сцену, ее последние моменты наполнены глубоким смыслом. Четвертый полнометражный фильм Сьяммы дебютировал на Каннском кинофестивале в 2019 году, где он получил награды за лучший сценарий и Queer Palm. В конечном итоге он вышел в широкий прокат в Соединенных Штатах в феврале 2020 года. Как и подобные романтические фильмы, Портрет дамы в огне рассказывает историю Марианны (Ноэми Мерлан) и Элоизы (Адель Энель); первая — художница, вторая — натурщица, которую ей тайно пришлось рисовать перед свадьбой по договоренности.
На протяжении всего фильма, действие которого происходит в Бретани XVIII века, пара становится чем-то большим, чем просто художник и объект, они становятся друзьями, доверенными лицами и любовниками. Прием обрамления фильма — открытие с немного постаревшей Марианной, которая ведет класс живописи, а затем флэшбэк в ее время с Элоизой — означает, чтозрители знают, что они не будут вместе. Марианна пишет портрет и уходит, принуждая Элоизу к браку. Но путь к этой точке означает, что финал кажется трогательным и содержит множество смыслов, которые нужно раскрыть.
Орфей и Эвридика в Портрете Дамы в Огне
Греческий миф, лежащий в основе истории
Ключ к истории Марианны и Элоизы — греческая легенда об Орфее и Эвридике. Орфей влюбляется в Эвридику, но теряет ее после того, как она умирает от укуса змеи. Он отправляется в подземный мир и умоляет Аида вернуть ее. Аид соглашается при условии, что когда они выйдут из пещер, он не должен смотреть на нее, иначе он потеряет ее навсегда. Орфей, неспособный услышать шаги Эвридики позади себя, сдается и оборачивается, чтобы увидеть свою возлюбленную, только чтобы увидеть, как она уносится навсегда, становясь не более чем воспоминанием.
Этот миф лег в основу истории любви Марианны и Элоизы.
Распространенное толкование таково, что Орфей выбирает оглянуться назад. Элоиза предлагает свою собственную: Эвридика призвала его обернуться, и только поэтому он так сделал. Этот миф обрамляет историю любви Марианны и Элоизы: та, которая, как они знают, не может длиться долго. Лучше закончить с воспоминанием, чем вообще ничем.
Марианна играет роль Орфея на картине, которую она представляет в конце Портрет дамы в огне, которая запечатлела момент, когда Орфей смотрит на Эвридику. Она отражает ее память о том последнем взгляде на Элоизу, когда она покидала дом. Орфей делает «выбор поэта» поворачиваясь; Марианна делает выбор художника.
Сьямма дает обеим женщинам контроль над историей и своими судьбами.
Это приводит ко второму акту Марианны, когда она поворачивается лицом к Элоизе, пробираясь сквозь толпу, чтобы увидеть свой новый портрет, словно ее звал неслышимый голос. И снова, это представляет Элоизу как Эвридику, но с полным контролем над своими действиями, желая, чтобы Марианна увидела ее, но все еще находясь вне досягаемости.
История Орфея и Эвридики обычно рассматривается как история мужского взгляда; он смотрит на нее, чтобы рассмотреть ее, помещая свой взгляд выше ее существования. Превращая историю в историю женского взгляда, с какой бы точки зрения вы ее ни рассматривали, Сьямма дает обеим женщинам контроль над историей и над их судьбами.
Скрытый французский смысл в финале «Портрета девушки в огне»
Интимные чувства сильнее в версии на французском языке
Как отметил голос, Портрет дамы в огне содержит еще один дополнительный смысл для тех, кто может вместе с родным французским языком фильма, а не полагаться на субтитры. Когда Марианна и Элоиза говорят друг с другом, они используют «вы» что является официальной версией «ты» На французскомВ начале их отношений это нормально: Марианна была нанята главой семьи, и женщины не знают друг друга, поэтому имеет смысл соблюдать определенный уровень формальности.
Однако Марианна и Элоиза продолжают использовать «вы» друг вокруг друга, даже после того, как они начали сближаться, даже после того, как стало ясно, что у них возникли чувства, что они спали вместе, и Марианна нарисовала ее. Их отношения меняются и становятся более близкими., но их язык — нет. То есть до конца — финального взаимодействия между Марианной и Элоизой. Когда Марианна наконец собирается покинуть дом, Элоиз бежит за ней по лестнице в своем белом свадебном платье и говорит: «Возвращайся».
Это делает их чувства друг к другу еще яснее.
Это не только ее момент Эвридики, но, что, возможно, еще более примечательно, здесь она говорит неформально. Это делает их чувства друг к другу еще яснее. и, хотя это не осознается многими зрителями, тем более впечатляюще. Элоиза полностью открывается Марианне, признавая свои чувства в их последний момент вместе. Если все, что она может оставить Марианне, это воспоминание, то оно будет чрезвычайно сильным, любящим.
Число 28 на портрете Элоизы
Здесь Марианна нарисовала особый подарок для Элоизы
Когда Марианна пробирается сквозь толпу, чтобы взглянуть на портрет Элоизы в Портрет дамы в огнеВ конце книги обращает на себя внимание не то, как нарисована Элоиза, и не золотоволосый ребенок — почти наверняка ее дочь — рядом с ней. Хотя и того, и другого может быть достаточно, чтобы сердце Марианны либо набухло, либо разорвалось, самое важное — это номер страницы, выглядывающий из книги у нее на коленях: номер 28, та самая страница, на которой Марианна нарисовала себя в копии истории Орфея и Эвридики, принадлежавшей Элоизе.
Элоиза, включив сюда число 28, показывает Марианне идеальный момент между ними.
Это не просто способ Элоизы сказать Марианне, что она тоже ее помнит — это воспоминание о конкретном видении: например, как Элоиз дает Марианне последнее прекрасное воспоминание, используя неформальный французский и позволяя ей увидеть ее в белом, как и Марианна в своих видениях. Элоиз, включая число 28, показывает Марианне идеальный момент между ними.
Она решила сохранить в памяти и показать, что независимо от художника, Марианна — та, кто действительно видит ее. Картина Элоизы взывает к Марианне, их общая связь физически разорвана, но увековечена на холсте, как и в их памяти и сердцах.
Почему так важен окончательный выбор музыки для «Портрета девушки в огне»
Песня в конце все объясняет
В то время как Портрет дамы в огне фокусируется на искусстве, он сдержан в отношении музыки. В фильме мало музыкальных моментов, но это придает финальной сцене фильма большее воздействие. В пятиминутной последовательности Марианна видит Элоизу во второй раз с тех пор, как покинула свой дом, на этот раз на концерте. Марианна смотрит через зал и видит Элоизу на противоположной стороне, хотя ее не видно. Элоиза поглощена музыкой, становясь все более эмоциональной. Играет музыка из «Лета» из Вивальди Four Seasons, та же Марианна, которую играла ранее в Портрет дамы в огне.
Слышать оркестр было тем, чего Элоиза жаждала услышать. В каком-то смысле у Элоизы есть то, чего она хочет; она счастлива. Но слушать музыку — в частности, эту музыку — вызывает в памяти воспоминание о том, что она потеряла, чтобы обрести ее; а именно Марианну. Уместно, что само произведение о прекрасном летнем дне, прерванном штормом. Также было бы справедливо задаться вопросом, что есть что в случае Элоизы: является ли вторгающееся воспоминание о Марианне штормом или это летний день, раздавленный реальностью жизни без нее?
Марианна снова утверждена на роль Орфея, не имея ничего, кроме возможности смотреть на свою любовь. Музыка нарастает, а камера приближается к лицу Элоизы, Pпортрет Леди в огне возвращается к акту созерцания. Для кого-то другого Элоиза может выглядеть как любой другой посетитель концерта.
Но глазами Марианны зритель видит Элоизу так, как видит ее Марианна, каждая эмоция и выражение танцуют на ее лице, боль и радость, печаль и улыбки, дополняющие и противоречащие друг другу. Так может видеть только тот, кто действительно любит кого-то, и это все, что может делать Марианна сейчас; смотреть и помнить без сожаления.
Настоящий смысл концовки «Портрета женщины в огне»
Эмоционально насыщенное завершение всех тем
Ошеломляющий финал Портрет дамы в огне производит сильное эмоциональное впечатление, так как все, что может сделать зритель, это сидеть и смотреть в тишине, наблюдаю за тем, как Элоиза наблюдает за оркестром, и все это глазами Марианны. Этот выбор сам по себе говорит о том, как он обрамляет историю, которая сама по себе становится, отчасти, о женском взгляде (обратите внимание на общее отсутствие мужчин в истории вообще). Через этот взгляд зрители ощущают красоту, страсть, романтику, любовь и сердечную боль, которые Марианна и Элоиза видят друг в друге, что достигает сокрушительного (и сокрушительного) крещендо в эти последние минуты.
Эти заключительные моменты подчеркивают силу памяти и искусства; как и то, и другое можно интерпретировать по-разному, что ни одно из них не обязательно является правдой о том, кем является человек, и не может полностью охватить то, что он для вас значил. И все же оба обладают невероятной силой: брать эти моменты романтики и любви, но также боли и потерь и давать им бесконечную продолжительность жизни. Портрет дамы в огнеКонцовка возвращает нас к своим темам — история Орфея и Эвридики, женский взгляд, сила искусства и способность видеть другого человека — и идеально завершает их.
Что сказал режиссер о концовке фильма «Портрет девушки в огне»
Она знала, что у фильма не может быть счастливого конца
Селин Скьямма приняла важное решение относительно Портрет дамы в огне концовка. Режиссер с самого начала знал, что у фильма не может быть счастливого конца. У фильма должен был быть честный и, возможно, жестокий финал., но она также хотела убедиться, что финал рассказывает историю двух женщин, которые любили друг друга так сильно, что были готовы отпустить друг друга и оставить только воспоминания. Это не была история любви со счастливым концом, но воспоминания должны были оставаться счастливыми для обеих женщин. «Счастливый конец» никогда не был целью (через The Independent).
«Я хотел задаться вопросом, что такое счастливый конец. У нас есть философия романтической комедии — застывший образ двух людей, которые вместе, — и у нас также есть трагический конец. И я не хотел ни того, ни другого. Почему мы верим, что вечное обладание кем-то означает счастливый конец? Любовь учит нас искусству. Искусство утешает нас от утраченной любви. Наша большая любовь — условие нашей будущей любви. Фильм — воспоминание о любовной истории; он грустный, но также полный надежды».
Отношения Марианны и Элоизы закончились, потому что им нужно было закончиться. Женщины любили друг друга и чувствовали страсть, но им нужно было пойти разными путями. Как ясно дает понять Сьямма в своей концовке, это нормально. У этого фильма нет трагического конца, поскольку обе женщины продолжили жить жизнью, которая могла бы сделать их счастливыми. Но, в то же время, Портрет дамы в огне показывает, что они также могут хранить эти воспоминания о прошлом, и что они никогда не будут у них отняты, даже если это всего лишь проблеск времени.
Как была воспринята концовка «Портрета женщины в огне»
Эмоционально разрушительный финал, который оставляет неизгладимое впечатление
Как сказала Селин Скьямма, финал Портрет дамы в огне не обязательно счастлив хоть в малейшей степени, но Это произведение, обладающее огромной эмоциональной силой, которое нашло отклик у зрителей даже на фоне трагедии отношений Марианны и Элоизы.. То, как последние моменты фильма способны собрать воедино все темы и сюжетные линии, которые были выстроены на протяжении фильма, и создать нечто трагически прекрасное, захватывает дух.
Портрет дамы в огне получил премию «Лучший сценарий» и премию «Квир-пальмовая ветвь» на Каннском кинофестивале 2019 года.
Критики чувствовали то же самое, поскольку Портрет дамы в огне Фильм был невероятно хорошо принят, и многие хвалили его душераздирающий финал, который завершается таким образом, что оставляет невероятно длительное впечатление еще долгое время после окончания фильма. Портрет дамы в огне невероятен от начала до конца, но мастерский способ, которым Селин Скьямма завершает фильм, делает его по-настоящему шедевром, столь же эмоционально разрушительным, сколь и романтически прекрасным.
Марианна — молодая художница из Франции XVIII века, которой поручили написать портрет Элоизы к ее свадьбе, без ее ведома. Проводя дни, наблюдая за Элоизой, а ночи — за рисованием, Марианна обнаруживает, что становится все ближе и ближе к своей модели.