Студия Marvel побила худший из возможных рекордов с пятой фазой киновселенной Marvel.
С выходом последних эпизодов Ironheart 5-я фаза киновселенной Marvel официально завершилась, и окончательный подсчет подтверждает тревожную тенденцию. Эта последняя глава саги о мультивселенной является самой низкокассовой фазой за семнадцатилетнюю историю MCU, заработав в общей сложности около 3.66 млрд долларов. Для сравнения, эта цифра меньше 3.81 млрд долларов, заработанных шестью основополагающими фильмами 1-й фазы более десяти лет назад. Это означает, что, хотя ошеломляющий успех Deadpool & Wolverine обеспечил огромный толчок, он не смог скрыть основную проблему.
Проблема с Фазой 5 становится яснее, если взглянуть за пределы совокупного итога и изучить глубокий внутренний раскол. Общая производительность фазы была в значительной степени поддержана всего двумя крупными успехами: «Дэдпул и Росомаха» принесли огромные 1.34 миллиарда долларов, в то время как «Стражи Галактики. Часть 3» Джеймса Ганна принесли солидные 845.6 миллиона долларов. Напротив, «Человек-муравей и Оса: Квантумания» закончили с 476.1 миллиона долларов, «Первый мститель: О дивный новый мир» заработали 415.1 миллиона долларов, а «Громовержцы» собрали всего 381.9 миллиона долларов, несмотря на признание критиков и фанатов, и все они не достигли прибыльности. Самым значительным провалом стали «Марвелы», которые завершили свой показ с катастрофическими 206.1 миллиона долларов по всему миру, став крупнейшим кассовым провалом MCU.
Эта тенденция знаменует собой значительный спад даже по сравнению с бурной 4-й фазой. Хотя ее также критиковали за отсутствие сплоченности, 4-й фазе все же удалось собрать более 5.8 млрд долларов, во многом благодаря подлинным фильмам уровня событий. «Человек-паук: Нет пути домой» стал культурным феноменом, объединив три поколения Людей-пауков, взлетев до 1.9 млрд долларов. Аналогичным образом, «Доктор Стрэндж в мультивселенной безумия» превысил 955 млн долларов, используя шумиху после «ВандаВижен» и ее связь с мультивселенной. Даже «Тор: Любовь и гром» (760 млн долларов) и «Ваканда навсегда» (859 млн долларов) извлекли выгоду из огромной узнаваемости бренда своих успешных предшественников.
Конечно, Marvel Studios даже близко не приблизились к умопомрачительным 11 миллиардам долларов Фазы 3. Однако результаты Фазы 4 все еще достойны похвалы. Теперь же, результаты Фазы 5 сигнализируют о том, что уменьшающаяся отдача от MCU — это не временный спад, а явный симптом сломанной финансовой модели, которая сочетает девятизначные бюджеты с нереалистичными ожиданиями в кинотеатральном ландшафте, который кардинально изменился.
Неустойчивая математика современного блокбастера
Спад кассовых сборов MCU не происходит в вакууме. Весь театральный ландшафт изменился с момента допандемийных максимумов 2019 года, когда девять разных фильмов пересекли порог в миллиард долларов. За шесть лет с тех пор только десять фильмов смогли сделать то же самое. Зрители стали более разборчивыми, окна потокового вещания сократились, а стоимость вечера в кино резко выросла. В результате хит в миллиард долларов больше не является обычным явлением, а исключением.
Читайте далее Была ли 5-я фаза киновселенной Marvel лучше или хуже 4-й фазы?
Основная проблема заключается в том, что Marvel Studios не смогла адаптировать свою финансовую стратегию к этой новой реальности. Студия продолжает работать с бюджетными ожиданиями, существовавшими до пандемии, рассматривая почти каждый проект как событие стоимостью в четверть миллиарда долларов, требующее возврата в размере около миллиарда долларов. С учетом того, что производственные затраты на такие фильмы, как «The Marvels», достигли заявленных 270 миллионов долларов, а даже на такие совместные проекты, как «Thunderbolts», — 180 миллионов долларов, планка прибыльности установлена невероятно высоко. В этом климате сборы в размере 400 миллионов долларов за такой фильм, как «Brave New World», считаются провалом, хотя их следует считать достойной прибылью. Такой подход, при котором каждый фильм должен быть грандиозным, больше нежизнеспособен.
Чтобы выжить, киновселенной Marvel необходимо диверсифицировать свой бюджет
Если Marvel надеется исправить свой курс, решение заключается не только в том, чтобы делать фильмы лучше, но и делать их более разумно. «Универсальный» бюджет в размере около 200 миллионов долларов должен быть отброшен в пользу более разнообразной и устойчивой финансовой схемы. Будущее MCU должно быть таким, где бюджет проекта будет подогнан под его конкретный творческий масштаб и привлекательность для аудитории. В конце концов, не каждому персонажу нужна эпопея о конце света, и не каждому фильму нужен бюджет, отражающий эти амбиции.
Самая многообещающая модель для этой новой эры в настоящее время разрабатывается главным конкурентом Marvel. Под руководством Джеймса Ганна и Питера Сафрана новая вселенная DC снимает фильм Clayface как менее масштабную историю ужасов с бюджетом, который, как сообщается, составляет около 40 миллионов долларов. При более низком финансовом барьере фильму не нужно быть мировым феноменом, чтобы стать невероятно прибыльным. Он может сосредоточиться на том, чтобы быть отличным, жанрово-специфическим фильмом, который обслуживает преданную аудиторию, и при этом иметь огромный финансовый успех. Даже если Clayface соберет скромные кассовые сборы в размере 150-200 миллионов долларов, он все равно будет очень прибыльным, что порадует руководителей и поможет расширить DCU.
Именно этот урок Marvel должна усвоить. Приняв многоуровневую финансовую модель, Marvel Studios не только снизит огромное давление на каждый релиз, но и откроет дверь к большей творческой свободе. Этот стратегический сдвиг является необходимой эволюцией для обеспечения финансовой стабильности и творческой жизнеспособности MCU на следующее десятилетие.
Какой малобюджетный фильм Marvel, по вашему мнению, может снять следующим? Поделитесь своими идеями в комментариях!
Рейтинг всех сцен после титров 5-й фазы киновселенной Marvel (включая «Громовержцев»*)